Введение
Глава 1. Защита прав ребенка
Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь
2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья
2.2 Право на жизнь в семье
2.3 Право на образование и труд, на отдых и досуг
2.4 Право на свободу личности. Право на защиту
2.5 Право ребенка на имя
2.6 Право ребенка на гражданство
Глава 3. Материальные права детей Республики Беларусь
3.1 Право на материальное обеспечение. Право на бесплатный проезд
3.2 Право на жилище. Право на имущество
Глава 4. Методика преподавания курса “Права ребенка”
Заключение
Список использованных источников
Введение
Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.
Дети – один из самых незащищенных и в ряде случаев обездоленных слоев населения. По данным ООН, из 6 млрд. человек, живущих на земле:
100 млн. детей проживают вне семьи, существуя за счет изнурительного труда, мелкого воровства, проституции, попрошайничества;
50 млн. детей выполняют вредную и опасную для здоровья работу;
120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно 3,5 млн. детей умирают от болезней, которые поддаются лечению;
в развивающихся странах около 155 млн. детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;
миллионы детей, включая детей в богатых странах, подвергаются жестокому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами бизнеса со стороны торговцев наркотиками.
Т.о., сама реальность является сильнейшим аргументом в пользу защиты детей. Защита прав и законных интересов ребенка необходима в области семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного и уголовного законодательства.
Актуальность данной темы определена тем, что концепция прав человека является одной из ведущих идей XXI века. Интенсивное развитие применительно к нашему времени приобретает движение за права детей
Степень разработанность темы. Тема прав ребенка и их защиты имеет не столь давнюю историю, если сравнивать со всей протяженностью во времени дискуссии по правам человека.
Вопросы прав несовершеннолетних в Республике Беларусь получили освещение в изданиях учебно-методической, педагогической и юридической тематики. Во многих публикациях освещаются такие проблемы как:
Права детей на жизнь;
Защита прав детей;
Ребенок и семья
Права и обязанности детей;
Правовая культура детей.
Не менее важным в развитии научных основ охраны прав ребенка является проведение научно-практических семинаров, на которых освещаются различные аспекты данной темы. Например, охрана прав ребенка в области осуществления правосудия и прокурорского надзора [7, с. 26].
Наиболее известными белорусскими исследователями проблемы прав ребенка и их охраны являются Л.И. Смагина, В.И. Пенкрат, В.В. Подгруша, А.А. Кеник.
Объект Права ребенка в Республике Беларусь
Предмет Социальные права детей и их защита
Целью работы является изучения видов социальных прав детей в Республике Беларусь и форм их защиты. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Изучение нормативно-правового обеспечения прав ребенка в Республике Беларусь;
Изучение видов социальных прав детей в Республике Беларусь;
Изучение видов материальных права детей в Республике Беларусь.
Глава 1. Защита прав ребенка
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства. Государство и законные представители детей должны обеспечить физическое, нравственное и духовное здоровье ребенка, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации [18, с. 191]. Дети – будущее нашей страны, и каждый ребенок является ценностью.
Определение прав ребенка логически определяется из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.
Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять в 1924 году Женевскую декларацию прав ребёнка.
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Определение термина «ребёнок» дается в Конвенции о правах ребёнка 1989 года: «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия раннее» (ст. 1 Конценции) [13, с. 3].
В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском, которые предлагают определенные конкретные правовые механизмы.
Законодательный уровень. Главным международным документом, закрепляющим права детей и защищающим их интересы является Конвенция о правах ребенка. На республиканском уровне в 1993 году принят Закон «О правах ребёнка».
Программный уровень. Подкрепляющей и конкретизирующей государственную правовую политику в области защиты прав детей и детства должна стать разработка специальных долговременных социальных программ. Программа «Дети Беларуси».
Управленческий уровень. Правовая политика в области защиты прав детей и детства не будет осуществляться целенаправленно, если на различных уровнях не будут функционировать социальные управленческие органы в интересах детей
Исполнительский уровень. Функционально проблемами защиты детей и детства занимаются на местах органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также благотворительные, молодежные и детские организации и т.д. В некоторых городах созданы реабилитационные комплексы для подростков.
Просветительский уровень. Дело первоначальной важности – изучение и пропаганда Конвенции и Закона о правах ребёнка. В достижении этой цели главная роль отводится общеобразовательной школе [5, с. 29].
Т.о. государство в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свободы человека, выполнения им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок.
Права ребёнка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь ребёнка со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства [13, с. 4].
Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь
Кодекс о браке и семье Республики Беларусь посвящает несовершеннолетним специальную главу, где содержится перечень прав ребёнка. Права ребёнка подразделяются на 2 категории:
социальные права;
материальные права.
2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья
Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Оно относится к категории неотчуждаемых. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права [13, с.5].
Статья 5 Конвенции о правах ребенка 1989 г. и ст. 4 Закона «О правах ребёнка» 1993 г. предусматривается, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники Конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка [18, с. 193].
В соответствии со статьёй 24 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Государство защищает жизнь ребёнка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4 Закона «О правах ребёнка»).
Согласно ст. 27 Конвенции государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка.
В ст. 8 Закона «О правах ребёнка» также закреплено право каждого ребёнка на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.
Статьей 24 Конвенции предписано право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Статья 5 Закона «О правах ребёнка» определяется неотъемлемое право ребёнка на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья, обеспечивает здоровое развитие ребёнка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь [18, с. 194].
2.2 Право на жизнь в семье
Право на жизнь в семье закреплено в ст к Конвенции о правах ребёнка 1989 г., согласно которой каждый ребёнок, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу [18, с. 196]. Ст. 185 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь закрепляет право каждого ребёнка на жизнь в семье. Т.е., согласно вышеназванной статье, все дети имеют право на жизнь в кругу родителей и родственников. Семейное воспитание является наилучшей формой воспитания, которое выработало человечество. Оно позволяет обеспечить нормальное интеллектуальное и социальное развитие ребёнка [13, с. 6].
Право детей жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь а исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребёнка, в частности при лишении или ограничении родительских прав.
Право ребёнка жить и воспитываться в семье, кроме того, включает в себя права:
на знание своих родителей;
на заботу своих родителей;
на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;
на уважение его человеческого достоинства [18, с. 196].
2.3 Право на образование и труд, на отдых и досуг
Право на образование закреплено в ст. 28 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 49 Конституции Республики Беларусь, в п. 1 и 2 ст. 186 Кодекса, в ст. 23 Закона «О правах ребёнка» и в ст. Закона «Об образовании в Республике Беларусь». Суть этого положения сводится к тому, что дети имеют право:
на равные возможности доступа к национальной системе образования;
на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке;
на получение бесплатного среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования;
на выбор учреждения образования и получения образования;
на получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.
Право на труд закреплено в ст. 32 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 41 Конституции Республики Беларусь, в п. 3 и 4 ст. 186 Кодекса, в ст. 272-282 Трудового Кодекса Республики Беларусь, в ст. 24 Закона «О правах ребёнка». Основные положения этих нормативных актов сводятся к следующему:
по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность;
с письменного согласия родителей или попечителя трудовой договор может быть заключен с ребёнком, достигшим 14 лет;
оплата труда несовершеннолетним при сокращенной продолжительности ежедневной работы осуществляется в том же размере, что и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы [18, с. 197].
Право несовершеннолетних на труд предполагает его право на отдых и досуг. В соответствие со ст. 187 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг, выбор внешкольных занятий в соответствии с потребностями здорового и гармоничного развития [12, с.138].
Право на отдых и досуг закреплено в ст. 31 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 43 Конституции Республики Беларусь, в ст. 25 Закона «О правах ребёнка»:
право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;
право каждого ребёнка на отдых и выбор внешкольных занятий. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями;
государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры [18, с. 198].
2.4 Право на свободу личности. Право на защиту
Закон не только наделяет ребёнка правами, но и гарантирует свободу личности ребёнка. Право на свободу личности закреплено в ст. 14-16 Конвенции о правах ребенка, в ст. 33-36 Конституции Республики Беларусь, в ст. 188 Кодекса, в ст. 26-28 Закона «О правах ребенка». Оно выражается в следующем:
государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно выражать по всем вопросам, которые его затрагивают;
дети имеют право на создание и участие в детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути. Деятельности молодежных общественных объединений не должна противоречить Конституции и законодательству Республики Беларусь (участие в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях) [10, с. 124];
каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих;
каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижения;
каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательство в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений [18, с. 199].
Права ребенка и их защита обеспечивается родителями или лицами их заменяющими, местными исполнительными и распорядительными органами (органами опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, администрацией детских домов), прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты в интересов детей. Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и коммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов детей.
Право ребенка на защиту включает возможность самостоятельно, независимо от возраста, обратиться за защитой своих прав и интересов. Статья 189 Кодекса дает право детям на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических психологических. Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – в суд.
Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую защиту со стороны государства [10, с. 125].
2.5 Право ребенка на имя
В ст. 7 Конвенции о правах ребенка, в ст. 68 и 69 Кодекса, в ст. 20 Закона «О правах ребенка» закреплено право каждого ребенка на имя.
Право и обязанность определить собственное имя ребенка принадлежат родителям. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен (первое имя является основным). Фамилия ребенка, определяется фамилией родителей, при разных фамилиях родителей присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия – по указанию органа опеки и попечительства. Выбранное имя не должно противоречить нормам общественной морали и национальным традициям. Отчество ребенку присваивается по собственному имени отца.
При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке: фамилия ребенку присваивается по фамилии матери; запись об отце ребенка производится по фамилии матери; собственное имя и отчество отца ребенка записывается по указанию матери и, соответственно, отчество ребенку присваивается по указанному имени отца.
По решению органа опеки и попечительства (в интересах ребенка) возможно изменение фамилии несовершеннолетнему, а в случае прекращения брака между родителями, признания брака недействительным или вступления в новый брак – на фамилию родителя, с которым ребенок остался проживать. Изменение фамилии ребенка, достигшего 10 лет, производится с его согласия. Фамилия ребенка может быть изменена при усыновлении, установлении отцовства и (или) материнства.
Перемена фамилии обоими родителями влечет за собой изменение фамилии ребенка, не достигшего шестнадцати лет.
Собственное имя ребенка может быть изменено по заявлению родителей в течение года после регистрации рождения, если при регистрации ему было дано собственное имя без учета пожелания родителей, или в течение шести лет после регистрации рождения, а в исключительных случаях – с согласия органа опеки и попечительства – до достижения шестнадцати лет, если ребенок фактически носит не то собственное имя, которое ему было дано при регистрации.
Отчество ребенка, не достигшего шестнадцати лет, изменяется, если изменил собственное имя отец, или в случае установления отцовства, а также при усыновлении.
Лицо, достигшее шестнадцати лет, может обратиться с заявлением о перемене имени, в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства [18, с. 200].
2.6 Право ребенка на гражданство
Статья 10 Конституции Республики Беларусь провозглашает: «Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом» [2].
Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» (в ред. от 22.06. 2006 г.) регулирует вопросы гражданства детей. По общему правилу гражданство Республики Беларусь приобретается по рождению. К иным основаниям приобретения гражданства относятся: прием в гражданство, приобретение гражданства в порядке регистрации и др. Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
родители (родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Дети могут приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации:
1) дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
2) дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими -по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органами опеки и попечительства, дети, находящиеся на территории Республики Беларусь
По действующему законодательству утрачивается гражданство Республики Беларусь по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
В случае изменения гражданства родителями (единственного родителя) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста четырнадцати лет.
Изменение гражданства детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в случае изменения гражданства их родителями, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
По желанию родителей (единственного родителя) в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком в возрасте до шестнадцати лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.
Если ребенок является иностранным гражданином или лицом без гражданства, усыновляется гражданином (супругами гражданами) Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – лицом без гражданства, он становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления. При усыновлении ребенка иностранца либо не имеющего гражданства супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином, гражданство приобретается по совместному заявлению усыновителей.
За ребенком сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении:
супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином;
супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства,
супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином или лицом без гражданства.
У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 18-летнего возраста в порядке выхода из гражданства.
Глава 3. Материальные права детей Республики Беларусь
3.1 Право на материальное обеспечение. Право на бесплатный проезд
Право на материальное обеспечение закреплено в ст. 21 Конституции Республики Беларусь, в ст. 195 Кодекса, в ст. 8 Закона «О правах ребенка». Оно выражается в следующем.
каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
каждый ребенок, независимо, от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического, умственного и духовного развития, реализации природных склонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.
Право на бесплатный проезд. Дети в возрасте до семи лет имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения. Студенты и учащиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисленных на полное государственное обеспечение, кроме денежных выплат на приобретение одежды и питания, обеспечиваются также единым билетом, дающим право на бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений, бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте, бесплатными путевками в санатории, дома отдыха с бесплатным проездом до места отдыха, а дни каникул – бесплатным проездом до места нахождения учреждения, где они воспитывались или семьи опекунов, попечителей, приемных родителей [18, с. 204].
3.2 Право на жилище. Право на имущество
Право на жилище закреплено в ст. 21 Конституции Республики Беларусь, в ст. 192 Кодекса, в ст. 29, 55, 84, 123 Жилищного кодекса Республики Беларусь, в ст. 18 Закона «О правах ребенка». Суть данной правовой нормы сводится к тому, что каждый ребенок имеет право на жилище, по размеру и качеству соответствующим нормам и стандартам, установленным в Республике Беларусь. В настоящее время размер предоставляемого жилья предусмотрен от 15 до 20 кв. метров на одного члена семьи, в том числе и на ребенка.
Ребенок, являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем или собственником правом на занимаемое им жилое помещение.
В соответствии со ст. 123 ЖК и ст. 275 ГК отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства на основании решения исполкома
В ст. 84 ЖК и в соответствующих пунктах «Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г., закреплены права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть в них вселены:
право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до наступлений совершеннолетия с даты их определения на воспитание;
в случае смерти родителей, состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий – право состоять на учете с даты постановки на учет их родителей;
право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования.
Дети могут проживать в специальных жилых помещениях в домах-интернатах, школах-интернатах всех типов для детей-инвалидов.
Статья 43 Жилищного кодекса устанавливает, что нуждающимися в улучшении жилищных условий являются лица, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, которые не имеют отдельной квартиры.
Если над несовершеннолетним установлена опека (попечительство), защита его жилищных прав осуществляется опекуном (попечителем). Жилое помещение подопечного, в случае направления его в интернатное учреждение либо переселения по месту жительства опекуна (попечителя) может быть сдано опекуном (попечителем) по договору найма. Доходы от сдачи жилого помещения зачисляются на лицевой счет подопечного в кредитном учреждении за вычетом сумм на плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги.
Если жилое помещение находится в другой местности, то местные исполнительные и распорядительные органы назначают опекуна над этим имуществом подопечного.
Опекуны и попечители, вселившиеся в помещение подопечного, самостоятельного права на это помещение не приобретают.
Право на имущество закреплено в ст. 14-16 Конвенции о правах ребенка, в ст. 33-36 Конституции Республики Беларусь, в ст. 88 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, в ст. 19 Закона «О правах ребенка». Суть этого права сводится к тому, что:
каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, предусмотренные законодательством;
ребенок, независимо от места его проживания, в соответствии с законодательством имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их умершими решением суда;
случае признания родителей или одного из них по решению суда безвестно отсутствующим ребенок имеет право на содержание за счет их имущества [18, с. 204].
В соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса (далее – ГК) Республики Беларусь, несовершеннолетние в возрасте до 14 лет обладают частичной дееспособностью и вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки (как правило, на незначительные суммы) имеют целью удовлетворять личные бытовые потребности, соответствующие возрасту ребёнка (покупка сладостей, тетрадей, учебников, сдача в ремонт обуви и т.п.).
Предоставляя малолетним право совершать значительные сделки, законодательство предусматривает, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе и совершённым им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет наделены дееспособностью в значительно большем объёме, чем малолетние. Они с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей вправе совершать любые сделки. Сделка, совершённая таким несовершеннолетним без указанного согласия, действительна также при последующем письменном одобрении его родителей, усыновителей или попечителя (ч. 1 ст. 25 ГК). При этом для совершения несовершеннолетним сделки достаточно согласия одного из них.
Имущественную ответственность по сделкам, совершённым несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет с согласия родителей (усыновителей) или попечителя, несут сами несовершеннолетние [13, с. 7].
Естественно, если ребенок наделяется определенными правами, то в нормативно-правовых актах должен быть определён и механизм его защиты. Так, к примеру, Конвенция о правах ребенка предусматривает обязанность государства обеспечить ребёнку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры [13, с. 7].
Глава 4. Методика преподавания курса “Права ребенка”
Ребенку необходимо не только наличие информации о его правах и обязанностях, но и осознание неотъемдемости своих прав, их естественности, понимания того, что права человека являются основным наполнением понятия права как такового.
Эффекивное правовое образование и воспитание современных детей должно заключаться не столько в передаче знаний, сколько в формировании особого “правового” мировоззрения, котороваор е невозможно навязать силой. Необходимо формировать у детей правовое пространство.
Формирование у учащихся понятий о своих правах (в единстве с правами окружающих людей) невозможно без глубокого осознания ими самооценки своей и других людей, а также без установления в классе доброжелательной, доверительной атмосферы. Т.о. преподавание предмета “Права ребенка” способствует повышению нравственной воспитанности учащихся класса, совершенствованию навыков общения детей со сверстниками и взрослыми, формировать у детей чувство защищенности в свое малом коллективе – классе.
Ознакомление со своими правами детей проходит поэтапно. Содержание курса для учащихся 1-3-х классов включает ознакомление с естественными правами ребенка (правом на жизнь, правом на защиту), а также с правом на развитие (образование), т.е. с теми правами, с которыми дети повседневно сталкиваются в семье, классе, школе. Ознакомление детей с некоторыми экономическими, политическими правами, а также с правами на культура начинается с 4-го класса. В 5-9 классах преподаватель акцентирует внимание на обязанности, вытекающих из предоставленных прав. Основными формами на данном этапе правового образования являются тренинги, дискуссии и диспуты.. Возрастает сложность структуры уроков и содержание излагаемого материала.
В старших классах (10-11 классы) с юношами и девушками 16-17 лет проблема прав ребёнка в контексте идеи прав человека обсуждается на достаточно высоком уровне общения. В обсуждении сущностного права человека на жизнь поднимаются некоторые философские аспекты проблемы. Основной целью уроков на данном этапе становится побуждение учащихся к осмыслению сути и значения прав человека в обществе и определения возможных способов воплощения полученных знаний в практическую деятельность [15, с. 106].
Приведенный ниже пример проведения урока по правовым знаниям показывает, как сформировать у детей навыки использования своих прав в области получения образования.
8-й КЛАСС
Занятие 1. Тема. Мои права в обществе, государстве.
Цель урока: актуализировать знания детей о правах ребенка.
Дидактический материал: Конвенция ООН о правах ребенка, закон Республики Беларусь “О правах ребенка”, карточки с сокращенно-адаптированным текстом статей законодательства (по количеству учеников в классе).
Этапы урока.
I. Вступительное слово учителя.
– В течение этого года мы подробнее остановимся еще на нескольких серьезных юридических документах, которые связаны с вашими правами и вытекающими из них обязанностями. А для этого сначала определим крут наших интересов.
Учитель раздает детям карточки с текстом статей Закона Республики Беларусь “О правах ребенка”. Карточек столько, сколько учеников в классе. На оборотной стороне карточки можно поместить текст статьи Конвенции с характеристикой того же права. Далее учитель предлагает ученикам внимательно познакомиться с содержанием текста, написанного на карточке, обменяться мнениями с товарищами и объединиться в группы. Группы создаются на основе общности прав, изложенных на карточках. Во время обсуждения дети свободно перемещаются по классу, а учитель при необходимости консультирует их.
Примечание для учителя. Желательно заранее продумать возможное объединение учащихся таким образом, чтобы в каждой группе оказался ученик, способный вступить в дискуссию от имени товарищей.
В качестве ориентира можно опираться на классификацию прав, где выделены следующие: основные, или сущностные, права (на жизнь, здоровье, равенство, защиту от насилия или безопасность и др.); права в обществе, или социальные (право на труд, на образование, на нормальные условия для развития, т.е. необходимый уровень жизни); гражданские права, политические права. Дети могут объединить гражданские и политические права, не делая между ними различия (на гражданство, на свободу мнения, на выбор религии и пр.). В этом случае можно будет дать некоторые разъяснения, но не особенно акцентируя на этом внимание. Скорее всего ученики выделят еще две группы прав: на семью и права детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях, т.е. нуждающихся в особой защите.
Если объединение в группы произойдет почему-либо по каким-то другим признакам, учащимся мешать не следует. Пусть затем они объяснят свою позицию. В ходе обсуждения ребята могут переходить из одной группы в другую, возможно, кто-то останется на время один. Учитель на определенном этапе обсуждения должен отметить, что единственно правильного ответа на вопрос, касающийся такой сложной области человеческой деятельности, быть не может.
После завершения образования групп представители от каждой из них высказывают мнения своих товарищей.
II. Дискуссия. Вопросы для обсуждения:
— Какие группы прав было выделить труднее, а какие легче? Почему?
— Какие права детей вам кажутся основными и почему?
— Считаете ли вы, что им уделено больше внимания в законе? Докажите.
— Есть ли такие права, которые вообще не включены, а вы считаете, что их надо было бы включить? Почему?
— Можете ли вы назвать права ребенка, которые, в нашей стране особенно хорошо соблюдаются? Или, наоборот, часто нарушаются?
— Какие права вы хотели бы в дальнейшем подробнее обсудить?
III. Подведение итогов.
Учитель. Сегодня мы вспомнили, какие права человека, права ребенка, т.е. ваши права, изложены в очень серьезных документах: Конвенции ООН о правах ребенка и законе Республики Беларусь “О правах ребенка”, который был принят именно потому, что наша страна присоединилась к конвенции. Но об этом я расскажу вам позже, а сейчас уточню ответ на вопрос, который часто возникал у вас во время обсуждения.
– Когда специалисты, вошедшие в рабочую группу по разработке Конвенции ООН о правах ребенка, готовили этот важнейший международный документ, они договорились не делать различий между более или менее важными правами детей, не располагать их в какой-то очередности. Иначе это могло бы привести к долгим спорам между юристами: такое часто случалось раньше, в результате принятие даже самого необходимого и срочного решения растягивалось на долгий срок. Рабочая группа решила: все права ребенка одинаково важны. Правда, были выделены четыре основных принципа, согласно которым, конечно же, отдельные права признавались главными, но это уже было обосновано и очевидно. Принципы следующие: ребенок прежде всего имеет право на жизнь, на первоочередное внимание к своим нуждам, на равенство и на уважение своего мнения. Подробнее об этом мы поговорим в будущем году, а на следующих занятиях остановимся на тех правах, которые у вас вызвали наибольший интерес [17].
Заключение
Правовая политика в области прав детей — это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и местных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства.
Положение детей привлекает к себе все большее внимание всех структур белорусского общества. Общественность выражает озабоченность здоровьем, образованием и нравственным благополучием подрастающего поколения.
Интеграция Республики Беларусь в международное сообщество идет через ратификацию большого пакета международных правовых документов, регламентирующих, в том числе и права детей. Законотворческий процесс в этой сфере и целевые правительственные программы помощи детям учитывают международные подходы.
Основу правового статуса ребенка составляют его личные права и свободы, к каковым относятся право на жизнь, свободу, на охрану достоинства личности, частной жизни, тайну переписки, свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли и слова.
Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это – непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.