Переход из начального звена в среднее является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5-го класса – сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в целом в школе и с психологической атмосферой в семье.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом – психологом.
- Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
- Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю, педагогу – психологу, педагогу социальному.
- Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки.
- Учитывайте что, в течение учебного года есть периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина 3-й четверти. В это периоды следует быть особенно внимательным к состоянию детей.
- Поощряйте ребенка, и не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка.
- Никогда не используйте физические меры воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Исключите такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Совмещайте предоставление ребенку самостоятельности и обоснованный контроль над его учебной деятельностью.
- И самое главное: принимайте своего ребенка, безусловно, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Желаем удачи!