Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г.Смолевичи»
Описание проекта
«Финансовая грамотность – вклад в надежное будущее»
Учащиеся образовательных учреждений – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных уровнях образовательной системы, что позволит сформировать грамотное финансовое поведение и заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Обучать учащихся основам финансовой грамотности должны квалифицированные специалисты, что требует специальной подготовки педагогов по программам повышения квалификации либо посещения серии обучающих мероприятий. Наиболее успешным проект станет для обучающихся в случае разработки его совместно с представителями организаций и предприятий сферы финансового рынка.
Начиная с 1 сентября 2019 года одним из тактических задач развития учреждения образования становится повышение финансовой грамотности обучающихся. Сегодня организация работы по повышению финансовой грамотности носит только разовое участие обучающихся в различных интеллектуальных мероприятиях, олимпиадах, исследованиях. С целью систематизации накопленного материала, расширения целевой аудитории по изучению финансовой грамотности мы решили создать проект «Финансовая грамотность – вклад в надежное будущее».
Целевая аудитория включает две основные группы:
– учащиеся 1-11 класса – как будущие пользователи финансовых услуг;
– педагоги учреждения образования – как потенциальные пользователи и носители знаний о финансовой грамотности.
Реализация проекта осуществляется по 4 направлениям.
- Развитие системы занятий, на которых реализуется программа финансовой грамотности.
- Введение в образовательную деятельность факультативных занятий, занятий по интересам, модулей, обеспечивающих формирование финансовой грамотности у обучающихся.
- Организация информационно-методического сопровождения педагогов в области повышения финансовой грамотности.
- Формирование у обучающихся компетенций по вопросам финансовой грамотности.
Для апробации проекта определены классы, в которых будет внедряться в образовательную деятельность программы факультативов, модулей, обеспечивающих формирование финансовой грамотности у учащихся на всех уровнях общего образования (с учетом преемственности).
Педагоги, работающие в этих классах будут осуществляют свою деятельность в рамках проекта, ориентируясь на конкретную возрастную категорию учащихся, с привлечением социальных партнеров, организаций и предприятий финансового рынка, включая систему мониторинга и оценки результата.
Определённые знания по финансовой грамотности включены в учебную программу поучебному предмету«Обществоведение», а также встроены в качестве отдельных тем, задач, уроков в другие учебные предметы, такие как «Математика», «Человек и мир». Модули по финансовой грамотности также включены в различные программы занятий по интересам и т.д. Перед педагогами, как участниками проекта поставлена задача по апробации существующих УМК по финансовой грамотности для выявления их педагогической эффективности, основным критерием которой является возможность формирования практических навыков и умений сознательного рационального поведения в финансовой сфере школьников. С целью осуществления информационно-методического сопровождения педагогов, реализующих проект по повышению финансовой грамотности обучающихся, планируется создание годичной команды. Это необходимо для обобщения эффективных практик по включению в содержание учебных предметов вопросов финансовой грамотности, проведению уроков (занятий). В ходе работы годичной команды будет обобщен опыт работы и результативность применения конкретного УМК и определены области, требующие доработки.
Организация участия педагогов в программах повышения квалификации, серии обучающих мероприятий позволит подготовить не менее 10 педагогов школы по вопросам введения и реализации программы по финансовой грамотности.
Формирование у обучающихся компетенций по вопросам финансовой грамотности предполагает не разовую, а системную и целенаправленную практическую деятельность школьников, которая выстраивается в течение учебного года (в т.ч. в каникулярный период) в целый комплекс образовательных событий в зависимости от уровня подготовки учащихся. Задачей данного направления определено привлечение учащихся к вопросам грамотного распоряжения финансами, что способствовало бы развитию критического, позитивного мышления школьников и пониманию ими современных экономических процессов. Результатом данного направления может стать участие учащихся в сетевых образовательных проектах, по завершению которых предполагается организация поездок в корпоративные университеты.
Ожидаемым результатом проекта станет создание новых организационно-управленческих условий успешности внедрения и долговременности совершенствования данного направления образования:
– созданная на уровне учреждения образования инфраструктура и кадровый потенциал в области повышения финансовой грамотности;
– разработанные учебно-методические комплексы по повышению финансовой грамотности на основе партнерства с участием финансовых предприятий;
– апробированные современные образовательные программы по финансовой грамотности;
– система мониторинга и оценки результативности в достижении цели проекта и основных его направлений для сравнения эффективности реализации тех или иных программ, последующей корректировки и распространения лучшего опыта.
Конечным результатом является публикация продуктов, а именно УМК, для различных возрастных групп учащихся, которые будут разработаны и апробированы в ходе реализации проекта в 2019-2024 годах.