Готовность ребенка к школе. Что это такое?

Готовность ребенка к школе. Что это такое?

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой отражены уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

  1. Физиологическая готовность. Этот аспект означает, что ребенку необходимо быть готовым к обучению в школе физически, т.е. состояние его здоровья должно позволять успешно усваивать учебную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие моторики мелких мышц (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку, понимать важность соблюдения основных гигиенических норм (правильная поза за столом, осанка и т.п.) и выполнять их.
  2. Интеллектуальная готовность. К первому классу ребенок должен иметь запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); уметь ориентироваться в пространстве, т.е. знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и т.д. Развитие памяти, речи, мышления должно соответствовать возрасту.
  3. Личностная и социальная готовность. Ребенок должен быть коммуникабельным, т.е. уметь общаться со сверстниками и взрослыми. В общении не должна проявляться агрессия, а при ссоре с другим ребенком, наоборот, должно проявляться умение выйти из проблемной ситуации. Признание авторитета взрослых – основной признак социальной готовности к школе. Ребенок должен понимать, что хорошо, а что плохо, адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.
  4. Эмоционально-волевая готовность. Это понимание ребенком, почему он идет в школу, наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
  5. Познавательная готовность. Будущий первоклассник должен стремиться к получению новых знаний, т.е. быть любознателен.

Итак, что же должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

  • Внимание:
  • заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение20-30 минут;
  • находить сходства и отличия между предметами, картинками;
  • уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и т.д.;
  • легко играть в игры на внимание. где требуется быстрота реакции. (Например, назовите живое существо. Обязательно перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.)
  • Математика
  • цифры от 0 до 9;
  • прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;
  • арифметические знаки: «+», «-», «=»;
  • деление круга, квадрата пополам, на четыре части;
  • ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за» и т.д.
  • Память:
  • запоминание 8-10 картинок;
  • рассказывание по памяти небольших стихотворений, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.;
  • пересказ текста из 4-5 предложений.
  • Мышление:
  • заканчивать предложение, например «Река широкая, а ручей …», «Суп горячий, а компот …» и т.п.;
  • находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т.п.;
  • определять последовательность событий, что было сначала, а что потом;
  • находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах;
  • складывать пазлы без помощи взрослого;
  • складывать из бумаги вместе со взрослым простой предмет: кораблик, самолетик.
  • Моторика мелких мышц:
  • правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;
  • раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур;
  • вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;
  • выполнять аппликации;
  • делать поделки из пластилина;
  • складывать детали конструктора типа «лего».
  • Речь:
  • составлять предложения из нескольких слов, например, «кошка», «двор», «идти»; «солнечный зайчик», «играть», «стена»;
  • понимать и объяснять смысл пословиц;
  • составлять связный рассказ по картинке и серии картинок;
  • выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией;
  • различать в словах буквы и звуки.
  • Окружающий мир:
  • знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и т.д.;
  • называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя, отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
  • Навыки самообслуживания:
  • пользоваться общественным туалетом, средствами гигиены;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки;
  • убирать со стола посуду и т.п.

Конечно, всему этому дети научатся в школе, но стартовыми навыками ребенок должен овладеть еще до прихода в школу.

 

Информацию подготовила учитель начальных классов Федорович И.А.

 

Использованная литература

Карпинская, Л.А. Психолого-физиологические особенности детей шестилетнего возраста / Л.А.Карпинская // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2015. – №6. – С.64-68.