ПОЛОЖЕНИЕ
о районном ресурсном центре по белорусскому языку
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 2 г. Смолевичи»
Настоящее Положение определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру и финансирование ресурсного центра.
Ресурсный центр создается на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Смолевичи», сосредотачивающего высококвалифицированные кадровые, материально-технические, информационные и другие ресурсы для организации непрерывного профессионального образования педагогов, работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Ресурсный центр создается с целью совершенствования районной системы повышения квалификации работников образования, организации деятельности по систематическому ознакомлению педагогической общественности с системой инновационной работы учреждений образования.
1.2. Ресурсный центр (далее – РЦ) создается сроком на 2 учебных года.
1.3. Ресурсный центр – структурное подразделение учреждения образования, обеспеченное высококвалифицированными педагогическими кадрами, на базе которого осуществляется интеграция и концентрация материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов образования.
1.4. В своей деятельности РЦ руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома и настоящим Положением.
1.5. Ресурсный центр учреждения образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с районным управлением по образованию, спорту и туризму, с учреждениями образования, для которых он является Ресурсным центром, с другими педагогическими, общественными организациями по вопросам своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в развитии системы образования района.
1.7. Центр не является юридическим лицом.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
2.1. Основной целью деятельности РЦ является распространение эффективного педагогического опыта.
2.2. Задачами РЦ являются:
повышение потенциала системы образования района за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных ресурсов;
информационная и методическая поддержка учителей белорусского языка;
выявление образовательных потребностей учителей белорусского языка учреждений образования района;
консультирование учителей белорусского языка; учреждений образования района, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам организации образовательного процесса;
распространение эффективного педагогического опыта, через создание и сопровождение странички на веб-сайте учреждения образования;
эффективное использование материальных и кадровых ресурсов.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЦ
3.1. Организационно-методическая работа.
Предоставление имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:
подготовки и проведения заседаний методических объединений. творческих групп, конференций, семинаров, повышения квалификации и др.;
участия в реализации районных педагогических проектов;
организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по белорусскому языку;
организации методических консультаций.
3.2. Информационно-методическая работа:
изучение эффективного педагогического опыта и достижений в системе образования и их распространение;
организация и проведение педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.;
освоение информационных технологий нового поколения, включая информационные технологии реального времени, высокоскоростной обмен информацией;
информационная и методическая поддержка образовательного процесса;
создание, реализация и сопровождение веб-сайтов;
организация консультационной деятельности по вопросам функционирования ресурсного центра;
взаимодействие с другими ресурсными центрами;
подготовка методических рекомендаций по направлениям своей деятельности;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по своим направлениям деятельности.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
4.1. Ресурсный центр открывается приказом начальника управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома по заключению экспертного совета сроком на 2 учебных года, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.
4.2. Открытие РЦ учреждения образования осуществляется при наличии сложившейся системы работы педагогического коллектива учреждения образования по актуальным направлениям развития регионального образования; кадрового состава, готового к реализации методических функций РЦ; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому РЦ.
4.3. Создание на базе учреждения образования РЦ не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.
4.4. Управление РЦ осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
4.5. Ресурсный центр возглавляет руководитель, который назначается руководителем учреждения образования по согласованию с управлением по образованию, спорту и туризму образования Смолевичского райисполкома.
4.6. Руководитель РЦ несет ответственность за деятельность РЦ и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4.7. РЦ самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность РЦ осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы РЦ, согласованным с управлением по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома.
4.8. Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций Ресурсного центра, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности и работы или привлекать иных лиц в порядке внешнего совместительства в соответствии с Трудовым кодексом РБ.
4.9. Учреждение образования в целях организации осуществления им функций Ресурсного центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению.
4.10. В учреждении образования, обладающим статусом Ресурсного центра, должна быть следующая документация:
– Положение о Ресурсном центре;
– план работы;
– отчеты о проделанной работе;
– приказы об открытии Ресурсного центра, об ответственных за работу Ресурсного центра, о регламенте работы Ресурсного центра.
4.11. Деятельность учреждения образования в части выполнения им функций Ресурсного центра может осуществляться на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых с учреждениями образования, в отношении которых оно выступает в качестве Ресурсного центра, и другими лицами в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
4.12. При наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций Ресурсного центра учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации (в том числе иностранные и международные), их отдельных работников, иных лиц.
4.13. Руководитель учреждения образования, выполняющего функции Ресурсного центра, вправе вносить управлению по образованию, спорту и туризму предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.
4.14. По запросу управления по образованию, спорту и туризму или РУМК Ресурсный центр предоставляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района.
4.15. РЦ ежегодно отчитывается о проделанной работе перед управлением по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома. Отчёты предоставляются в РУМК до 15 мая ежегодно.
4.16. Деятельность РЦ может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя методических функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.
4.17. Основанием для прекращения деятельности РЦ является приказ управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома.
5. СТРУКТУРА ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО
5.1. Структура ресурсного центра включает следующие подразделения: творческую группу, научное общество учащихся “РИТМ ”, предметный кабинет
5.1. Творческая группа ресурсного центра
Планирует работу ресурсного центра
Анализирует результаты.
Принимает участие в конференциях, семинарах, методических неделях по теме ресурсного центра.
5.1.2. НОУ «РИТМ»
Объединяет учащихся школы, способных к научному поиску и имеющих интерес к данной деятельности.
Дает возможность принимать участие в научных исследованиях.
Содействует овладению навыков проектной и исследовательской деятельности.
Включает учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
5.2. Непосредственное руководство текущей деятельностью ресурсного центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом директора школы, на базе которой центр функционирует.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1. Положение о Ресурсном центре принимается решением педагогического совета учреждения образования, вступает в силу после утверждения приказом руководителя учреждения образования.
6.2. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством порядке.
План
работы раённага рэсурснага цэнтра
па беларускай мове і літаратуры
ў 2024/2025 навучальным годзе
Мэта: стварэнне ўмоў для распаўсюджвання эфектыўнага педагагічнага вопыту для забеспячэння рэалізацыі прыярытэтных накірункаў развіцця сістэмы адукацыі Смалявіцкага раёна
Задачы:
- Аб’яднаць зацікаўленых педагогаў, выкладчыкаў беларускай мовы і літаратуры раёна для абагульнення і трансляцыі эфектыўнага педагагічнага вопыту
Садзейнічаць больш якаснай і выніковай рабоце настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры праз засваенне спосабаў рэалізацыі кампетэнтнаснага падыходу ў выкладанні беларускай мовы і беларускай літаратуры, факультатыўных заняткаў па прадметах, пазавучэбнай дзейнасці
- Садзейнічаць росту прафесійнай кампетэнтнасці настаўнікаў і іх паспяховай атэстацыі.
Асноўныя накірункі дзейнасці:
- Удзел у фарміраванні раённага банка педагагічнай і метадычнай інфармацыі;
- Стварэнне медыятэкі па прадметах для працы з педагогамі і вучнямі раёна;
- Удзел у фарміраванні фонду аўдыявізуальных і інтэрактыўных сродкаў навучання для правядзення вучэбнай і пазакласнай работы па прадметах;
- Прадстаўленне наяўных рэсурсаў для:
- удзелу ў падрыхтоўцы і правядзенні навукова-практычных канферэнцый, семінараў, курсаў;
- садзеяння функцыянавання раённага метадычнага аб’яднання настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры;
- дапамогі ў арганізацыі семінараў, у тым ліку і пастаянна дзейнічаючых, па актуальных пытаннях;
- дапамогі ў арганізацыі і правядзенні работы прадметных лабараторый для вучняў, міжшкольных факультатываў;
- дапамогі ў арганізацыі метадычных кансультацый па тэматыцы;
- удзелу ў праектах у галіне адукацыі.
№ п/п
|
Змест работы |
Форма і від павядзення |
Удзельнікі |
Дата і час правядзення |
Адказныя |
|
Раздзел I. Арганізацыйна-дыягнастычная работа | ||||||
1 | Фарміраванне структуры рэсурснага цэнтра, творчай групы педагогаў у 2024/2025 навучальным годзе | субяседванне | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | жнівень | кіраўнік РРЦ | |
2 | Планаванне работы раённага рэсурснага цэнтра | інструктыўна-метадычная нарада | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | жнівень | кіраўнік РРЦ | |
3 | Вывучэнне цяжкасцей і патрэб педагогаў, якія выкладаюць вучэбныя прадметы “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура” | анкетаванне | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | лістапад | метадыст,
кіраўнік РРЦ |
|
4 | Абнаўленне электроннай старонкі “Раённы рэсурсны цэнтр для настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры” | абмен вопытам | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | пастаянна | Графутка Г. М., адказны за вядзенне школьнага сайта | |
5 | Арганізацыя дзейнасці кансультатыўнага цэнтра | абмен вопытам | настаўнікі беларускай мовы і | кастрычнік | кіраўнік РРЦ | |
літаратуры | ||||||
Раздзел II. Вучэбна-метадычная работа | ||||||
1 | Інфармацыйная падтрымка настаўнікаў раёна па рабоце гаспадарча-разліковых семінараў | семінары | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | на працягу года | метадыст | |
2 | Удзел у рабоце раённых пасяджэнняў метадычнага савета
|
|
кіраўнік РРЦ | згодна плана работы раённага метадычнага савета
|
метадыст | |
3 | Падбор матэрыялаў для падрыхтоўкі вучняў да алімпіяд па беларускай мове і літаратуры, папаўнне электроннай папкі напрацовак “Алімпіядныя заданні” | практыкум, кансультацыі, абмен вопытам | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | кастрычнік, | кіраўнік РРЦ | |
4 | Папаўненне медыякапілкі інфармацыйна-метадычных матэрыялаў | банк дадзеных | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | кастрычнік
люты красавік |
метадыст РВМК,
кіраўнік РРЦ |
|
Раздзел III.Навукова-метадычная работа | ||||||
1 | Удзел у арганізацыі работы РМА настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры па тэмах:
1. Сучасныя адукацыйныя тэхналогіі: навучанне беларускай мове і літаратуры 2. Тэкстацэнтрычны падыход на ўроках беларускай мовы і літаратуры як умова фарміравання асобасных кампетэнцый вучняў: грамадзянскасці, патрыятызму, павагі да гісторыі і традыцый роднага краю, яго культуры 3. Шляхі актывізацыі вучэбна-пазнавальнай дзейнасці вучняў на вучэбных занятках па беларускай мове і літаратуры |
прадстаўленне метадычнага прадукту:
пасяджэнне № 2. План-канспект майстар-класа Пасяджэнне № 3 |
настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | згодна плана работы настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры
(лістапад, студзень, красавік) |
кіраўнік РРЦ,
метадыст, кіраўнік раённага метадычнага аб’яднання |
|
Метадычныя напрацоўкі па тэме пасяджэнне №4.
Напрацоўкі з вопыту работы па самаадукацыі. |
||||||
Раздзел IV. Індывідуальныя і групавыя кансультацыі | ||||||
1 | Работа з педагогамі ў рэжыме on-line
|
кансультацыя | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | па неабходнасці кожны панядзелак месяца (16.00-20.00) | кіраўнік РРЦ
|
|
2 | Сеткавае ўзаемадзеянне | практыкум | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | на працягу года | кіраўнік РРЦ
|
|
Раздзел V. Работа з адоранымі і высокаматываванымі вучнямі | ||||||
1 | Падбор матэрыялаў для арганізацыі работы з інтэлектуальна адоранымі вучнямі па беларускай мове і літаратуры па падрыхтоўцы да алімпіяд, конкурсаў, турніраў | практыка | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры, вучні | на працягу года | кіраўнік РРЦ
|
|
2 | Конкурс па беларускай мове і літаратуры “Буслік”
|
конкурс | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры, вучні | люты | метадыст РВМК | |
3 | Распрацоўка заданняў для раённай алімпіяды па беларускай мове і літаратуры | алімпіядныя заданні | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | на працягу года
(лістапад) |
метадыст РВМК,
кіраўнік РРЦ |
|
4 | Удзел у І, ІІ, ІІІ этапе рэспубліканскай алімпіяды па беларускай мове і літаратуры | алімпіяда | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | кастрычнік 2023- красавік 2024 года | метадыст РВМК, кіраўнік РРЦ | |
5 | Удзел у дыстанцыйных алімпіядах па беларускай мове і літаратуры | алімпіяда | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | на працягу года | метадыст РВМК,
кіраўнік РРЦ |
|
6 | Падбор матэрыялаў для эфектыўнай падрыхтоўкі да ўдзелу вучняў у рэспубліканскім конкурсе даследчых работ | канферэнцыя | настаўнікі беларускай мовы і літаратуры | на працягу года | метадыст РВМК,
кіраўнік РРЦ |
|
Раздзел VІ. Матэрыяльна-тэхнічнае забеспячэнне рэсурснага цэнтра | ||||||
1 | Папаўненне матэрыяльна-тэхнічнай базы (набыццё матэр.-тэхн. сродкаў) | на працягу года | ||||
2 | Набыццё сучасных слоўнікаў, энцыклапедый, даведнікаў, метадычнай і педагагічнай літаратуры | на працягу года | ||||
3 | Падпіска на навукова-метадычныя часопісы “Роднае слова”, “Беларуская мова і літаратура ў школе” | на працягу года | кіраўнік РРЦ | |||
4 | Набыццё партрэтаў пісьменнікаў, рэпрадукцый карцін, апорных схем, табліц | на працягу года |
Кіраўнік рэсурснага цэнтра Г.М.Графутка