Как подготовить руку к письму

ПАМЯТКА

Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.

Существует много игр и упражнений для развития моторики.

  1. Срисовывания графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности)
  2. Обведение по контуру геометрических фигур с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
  3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (без отрыва ножниц от бумаги).
  4. Раскрашивание и штриховка.
  5. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причем лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима, – что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  6. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  7. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  8. Конструирование.
  9. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  10. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  11. Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.
  12. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, из семян тыквы и огурцов, мелких плодов.
  13. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  14. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т.д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д. Научите Ваших детей всему, что умеете сами.
  15. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.
  16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, резинкой.
  17. Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движения ведущего.
  18. Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами: мечом, стрелами, кольцами и др.).
  19. Зеркальное рисование. На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные геометрические фигуры, рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
  20. Колечко. Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.

Можно использовать при этом текст стихотворения.

 

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Пальцев дружная семья –

Друг без друга им нельзя.


  1. “Кулак – ребро – ладонь”. Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки; б) ладонью левой руки; в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.

 

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

 

  1. “Пальчики шалят”. Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:

а) на правой руке;           б) на левой руке;        в) на обеих одновременно.

Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру “Путаница”:

а) просим: “Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю”, – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;

б) даем установку: “Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки”. В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.

  1. “Моторчик”. Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:

а) правой руки;         б) левой руки;          в) обеими руками одновременно.

Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:

 

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

 

  1. “Веселые карандаши”. На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;            б) левой рукой;            в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;           б) левой рукой;           в) обеими руками одновременно.

 

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку:

  • во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.