Смолевичская русская средняя общеобразовательная школа №2
г. Смолевичи ведет свою историю с 1933 года, когда в городском поселке
Смолевичи, по желанию жителей, был открыт первый русский класс при
белорусской средней школе.
В дальнейшем, производя ежегодный прием не только в первые классы,
но и в старшие, она постепенно была преобразована сначала в семилетнюю, а
затем и в среднюю.
В 1937-1938 учебных годах школа имела уже десятый класс, и ее первые
выпускники поступили в высшие учебные заведения.
Работа школы была приостановлена в годы немецко-фашистской
оккупации с июня 1941 по июль 1944 года. 2 июля 1944 года Смолевичи были освобождены от немецко-фашистских захватчиков и школа
возобновила свою деятельность, но не как средняя, а как начальная, т.к. необходимо было дать начальное образование тем детям, которые вообще не обучались за годы оккупации. Окончилась война. Здание школы было
полностью разрушено. Больно и страшно было смотреть на жалкие остатки
школы, которую фашисты во время войны превратили в конюшню. Школа была без окон, дверей и полов, без крыши. Не было парт и столов. На общем собрании учащихся, родителей и учителей было решено всеми силами приступить к восстановлению здания школы. Так начинались занятия в школе в первый послевоенный год. В 1945 году был открыт пятый класс, а в 1950-ом школа была уже преобразована в среднюю. Это была единственная русская средняя школа в районе. В ней обучался 431 учащийся. Уже в те годы школа считалась лучшей в области по итогам учебного года. Здание, в котором размещалась школа, было не типовое помещение, а обыкновенный дом, комнаты которого были временно приспособлены под классы. Классные комнаты, которых было всего семь, были совсем небольшими по площади (самая большая – 30 кв.м.). Материальная база школы была очень слабой. Но самоотверженно трудился педагогический коллектив. В 1947 году в школе был создан краеведческий музей. Отгородили в коридоре уголок и начали собирать материал по краеведению и партизанскому движению в Смолевичском районе. Под руководством учителей изготовили макеты, собрали коллекции, гербарии, документы и фотографии о богатствах района и славных делах его жителей. Хороший был музей. Министр просвещения БССР Саевич В.С. специально приехал познакомиться с музеем, поблагодарил учительский коллектив и ребят. «Настаўнiцкая газета» о музее много писала на своих страницах. В первые послевоенные годы в школе работали опытные учителя:
– С.А.Ломако
– В.И.Савицкий
– М.М.Мельникова
– М.П.Зыль
– В.И.Кучинский
– Т.Ю.Мазо и другие.
По состоянию на 1 сентября 1948 года в школе уже было:
– в первых классах – 66 уч.
– во 2 кл. – 82 уч.
– в 3 кл. – 88 уч.
– в 4 кл. – 66 уч.
– в 5 кл. – 64 уч.
– в 6 кл. – 39 уч.
– в 7 кл. – 18 уч.
А всего в этом учебном году обучалось 423 ученика.
В 1951-1952 учебном году школа насчитывала 15 классов.
Своим священным долгом учительский коллектив школы считал тогда
полное и безусловное выполнение закона о всеобщем семилетнем обучении
детей 7-15-летнего возраста. Учителя своевременно делали учет детей
школьного возраста, проводили среди родителей разъяснительную работу.
День золотой осени 1963 года навсегда запомнится ученикам нашей
школы. Они получили в подарок трехэтажное здание школы с хорошими
светлыми классами, актовым и физкультурным залами, мастерскими,
столовой. Красивыми рядами, со знаменами и цветами в руках, под звуки духового оркестра ребята подходили к новому уютному зданию школы.
Директором был Сергей Аввакумович Крюков. Начались занятия в новой школе. Под руководством С.А.Крюкова с 1959 г. по 1970 г. коллектив учителей делал все необходимое, чтобы воспитать в учениках чувство любви к своей школе и гордости за нее, чувство патриотизма и братства. Была главная цель – воспитать достойных граждан общества.
С 1970 по 1975 г. возглавлял школу Балдуев Иван Федосович.
Учительский коллектив под его руководством направил творческие
способности на совершенствование воспитательной работы. Большое
внимание уделялось внеклассным мероприятиям, работе пионерской и
комсомольской организаций.
Янчин Олег Илларионович – руководил школой с 1975 по 1987 год. За
это время укрепляется материальная база школы, осуществляется переход
на кабинетную систему обучения. При достаточно высоком уровне знаний
учащихся особое внимание уделяется трудовому обучению,
профессиональной ориентации учащихся. В школе был создан музей
партизанской славы, построен тир, летние классы, оздоровительная
площадка. Налажена работа групп продленного дня.
В творчески работающем коллективе формировались и оттачивались
деловые качества Графутко Павла Прохоровича, директора школы с 1987 по
2002 год. Под его руководством в поисках путей перестройки школы
коллектив проводит дифференцированное обучение с учетом способностей и интересов детей. Практическим воплощением стало создание классов с углубленным изучением предметов. По инициативе Павла Прохоровича был создан первый в районе военно-патриотический класс, выпускники
которого ежегодно поступали в Военную Академию Республики Беларусь.
Им создан был также и педагогический класс, выпускники которого
становились студентами Белорусского государственного педагогического
университета им.М.Танка.
Жолудь Елена Петровна – учитель начальных классов, директор школы
2002-2004 гг. активно продолжала славные традиции педагогического коллектива. Большое внимание уделяла эстетическому оформлению школы.
Благодаря ее инициативе, был переоформлен 1-й этаж школы.
Молодым учителям – свои знания!
Чтобы помочь молодым учителям-филологам стать мастерами своего
дела, при школе был создан районный клуб «Малады славеснiк» (2001 г.),
руководила которым Графутко Галина Николаевна, опытный учитель
высшей категории, грамотный, творческий, с неутомимой энергией педагог.
Приоритетными направлениями ее деятельности являются:
– методическое обеспечение практической деятельности молодых
педагогов, развитие их творческого потенциала, успеха, педагогической
выдержки;
– реализация новых образовательных технологий, организация
воспитательных процессов с детьми (индивидуализация и дифференциация);
– комплексный подход к постановке и решению задач обучения,
воспитания и развития личности.
Интересны и разнообразны темы заседаний клуба «Малады славеснiк»,
предложенные Галиной Николаевной. Это – «Первые шаги становления»,
«По лабиринту педагогических технологий к педагогическому мастерству»,
«Эстафета знаний, умений молодым» и многие другие.
Творческая группа №4
Работает над темой «Формирование системного подхода и решению
проблемы охраны здоровья и жизни учащихся в ходе учебно-
воспитательного процесса». В состав группы входят следующие учителя:
1.Садовская Ирина Михайловна, учитель биологии
2.Михеенко Ирина Васильевна, учитель биологии
3.Урбан Татьяна Анатольевна, учитель химии
4.Кибарова Галина Михайловна, учитель географии
5.Янчин Олег Илларионович, учитель физики
Учащиеся под руководством учителей этой группы принимали участие в
областной научно-практической конференции, неоднократно награждались
дипломами и грамотами на районных научно-практических конференциях,
являлись победителями районных предметных олимпиад, участниками
региональных.
Большое внимание экологическому воспитанию уделяла Садовская
Ирина Михайловна. В 2003-2004 учебном году на конкурсе экологических проектов работа «Экологическая тропа» получила диплом 1-ой степени; в 2004-2005 уч.г. работа «Наш дом» – похвальный лист. В 2003-2004 учебном году экологический кружок «Экос» получил благодарственное письмо
пионерской организации за работу «Малые реки Беларуси». Экологическая
сказка в рамках проведения конкурса «Воробей домовой – птица года»
получила диплом 1-ой степени на областном этапе, 3-ей степени – на
республиканском.
В 2004-2005 году на конкурсе экожурналистов эссе «Домашние, но
бездомные» отмечено дипломом 1-ой степени, рассказ «Неудавшийся
отдых» – похвальным листом. С 2004 года в школе работал научно-исследовательский кружок «Экос».
В 2003-2003 учебном году в школе была организована творческая
группа учителей английского языка, в составе которой работали творческие
и энергичные учителя: Потапчик Л.И., Малаховская И.Л., Бруханская О.А.,
Смирнова Н.И., Кирьякова В.С. «Искать. Творить. Воплощать» – таково педагогическое кредо учителей. Цель работы – воспитание кросс-культурной
грамотности, реализации творческих и индивидуальных способностей
учащихся на уроках и во внеурочной работе. Уроки-викторины, КВН «Веселый час», заочные экскурсии, интеллектуальная игра «Такой ли он, туманный Альбион», внеклассное мероприятие «Встреча друзей» – вот далеко не полный перечень мероприятий, которые помогали ребятам изучать английский язык. Много лет предмет «Трудовое обучение» в школе преподавал Миренков Николай Никитич, сейчас трудятся Пашик Александр Петрович и Мищенко Марина Александровна. Стремление к новому, совершенствование педагогического мастерства, поиск оригинальных форм работы, целеустремленность, высокий профессионализм, верность выбранной профессии – качества педагогов. Сегодняшние мальчики и девочки на уроках в школе приобретают знания, и замечательно, когда на жизненном пути у ребят встречаются увлеченные люди: с доброй душой, энергичные, эрудированные, творческие, которые на своих «трудовых» уроках прививают им умения и навыки общественно-трудовой деятельности, компетентность в хозяйственно-бытовой деятельности, желание трудиться, развивают творческие способности, стремление создавать и творить.
1998г. Деятельность лицейских классов:1 Военно-патриотический класс.
2001г. Деятельность лицейских классов:1 Педагогический класс.
2004 г. В рамках проведения комплексного оперативно – тактического
учения «Щит Отечества – 2004» Главнокомандующий Вооруженными
Силами, Президент Республики Беларусь Александр Григорович
Лукашенко принял участие в учении и посетил нашу школу, на базе которой
располагался штаб учения.
Директора школы:
1.Лихтерман Захар Яковлевич 1936-…
2.Маро Е.М.
3.Островский Василий Петрович 1945-1952 гг.
4.Терентьев Евстрат Куприянович 1952-1956 гг.
5.Кудлач Николай Петрович 1956-1957 гг.
6.Германов Варлаам Трофимович 1957-1959 гг.
7.Крюков Сергей Аввакумович 1959-1970 гг.
8.Балдуев Иван Федосович 1970-1975 гг.
9.Янчин Олег Илларионович 1975-1987 гг.
10.Графутко Павел Прохорович 1987-2002 гг.
11.Жолудь Елена Петровна 2002-2004 гг.
12 Волосюк Ольга Ивановна, 2004 – 2005г.
13 Губко Светлана Григорьевна, 2005 – 2008г.
14 Мекка Анна Петровна, 2008 – 2016г.
15.Юшкевич Игорь Андреевич 2016 – 2019
16. Каргина Ольга Александровна, с 2019- по настоящее время
Заместители директора по учебной работе:
1 Тереньтьев Евстрат Куприянович до 1952г.
2 Кудлач Нина Федоровна 1952 – 1956гг.
3 Варивончик 1956 – 1957гг.
4 Шутов Иван Степанович 1957 – 1961гг.
5 Меркушев Семен Михайлович 1961 – 1983гг.
6 Графутко Павел Прохорович 1983 – 1985гг.
7 Кириленко Людмила Петровна 1985 – 1987гг.
8 Кузнецова Алина Александровна 1987 – 2004гг.
9 Федорович Ирина Александровна 1993 – 2000гг.
10Логвинова Ольга Антоновна 2000 – 2003гг.
11Янович Елена Леонидовна 2003 – 2004гг.
12Кибарова Галина Михайловна, 2004 – 2005гг.
13 Потапчик Лидия Ивановна, 2004г.
14 Денисевич Наталья Михайловна, 2005 – 2006г.
15.Садовская Ирина Михайловна, 2006 – 2009г.
16.Болбас Тамара Николаевна, 2009 – 2011г.
17.Беца Анна Анатольевна, 2011 – 2015г.
18. Хацкевич Виктория Викторовна, 2015-2016 г.
19. Пружан Ольга Николаевна, с 2016 – по настоящее время
Педагоги школы:
Герасимова Наталья Дмитриевна – училась в педагогическом
институте в г.Минске и одновременно работала в только что открывшимся в
1948 году специальном детском доме для детей-сирот в г.Смолевичи. В
течение 20 лет дарила свое тепло, заботу чужим детям, которые для нее
были самыми родными. Кропотливо работала, поднимала каждого
брошенного ребенка, бережно относилась к его хрупкому духовному миру.
Награждена значком “Отличник народного просвещения».
В сентябре 1968 года после закрытия детского дома пришла работать в
СШ №2 учителем математики.
Горелик Людмила Федоровна – закончила в 1951 году Гомельский
педагогический институт, естественный факультет. Приехала в г.Смолевичи
в 1951 году. И с 1952 года по 1986 год работала в СШ №2. Была
требовательна к себе и ученикам. Поддерживала и развивала традиции
родной школы, заботилась о ее озеленении. Награждена грамотами и
значком «Отличник народного просвещения». Коллеги и ученики глубоко
уважали за высокий профессионализм, порядочность, доброжелательность.
Меркушева Анна Тимофеевна – училась на Смоленщине, но большую
часть жизни прожила в г.Смолевичи. Все время трудилась в СШ №2
учителем начальных классов. Любила часто говорить: «Если бы свою жизнь
начала сначала, все равно бы стала учителем начальных классов. Лепить из
ребенка гражданина – это очень интересно». Кроме работы в школе, любила
заниматься вышиванием, вязанием, шитьем. Охотно приобретенным
опытом делилась с коллегами. Была добра, скромна, заботлива, неутомима,
трудолюбива.
Шутова Елизавета Васильевна – учитель русского языка и
литературы, руководитель школы передового опыта. Работала в школе №2 с
1947 года. Ее уроки отличались деловитостью. Отличное знание своего
предмета, постоянная работа над собой, поиск нового, умелое его
применение, любовь к детям, строгость к себе и учащимся,
требовательность, сочетающаяся с материнской заботой – такова
характеристика этого Учителя и Человека.
Награждена значком «Отличник народного образования» (1968 год).
Заслуженный учитель БССР (1974 год). Старший учитель (1977 год).
Романова Вера Евстафьевна – родилась Вера Евстафьевна в
г.Смолевичи в 1928 году. В 1951 году закончила Минское педагогическое
училище. С 1953 года по 1994 работала учителем начальных классов
средней школы №2 г.Смолевичи. В 1966 году ей присвоено звание заслуженного учителя БССР. Вера Евстафьевна – ветеран труда.
Зыль Мария Павловна – учитель начальных классов. Практичная, доброжелательная, эрудированная женщина. По-матерински относилась к детям. Умела привить любовь к профессии учителя. Многие ее ученики тоже стали учителями. Очень отзывчивый старший товарищ и нежный друг. Заслуженный учитель БССР.
Зыль Ева Андреевна – окончила Минский государственный институт
иностранных языков в 1953 году. Награждена грамотой областного отдела
народного образования.
Старалась формировать у учащихся любовь к труду, к своей школе, к
родному городу. Пользовалась большим авторитетом среди учащихся.
Чистякова Мария Степановна – с 1966 года работала в СШ №2
вначале воспитателем группы продленного дня, затем учителем начальных
классов. Прививала любовь к труду, высокие моральные качества. Долгие
годы возглавляла районную секцию воспитателей групп продленного дня.
Янчина Леля Федоровна – работала воспитателем группы продленного
дня. Награждена грамотами РОО, имеет звание «Воспитатель – методист».
Собирала и систематизировала материалы для работы в группе продленного
дня.
Розум Александра Михайловна – окончила Минский государственный
педагогический институт им. Горького в 1959 году. Отличник народного
образования школ БССР. Награждена грамотой Минского Областного
отдела народного образования.
Заботилась о развитии мышления учащихся. Умела работать с классом, с
детьми из неблагополучных семей. Долгие годы была руководителем
методического объединения учителей русского языка и литературы.
Пользовалась заслуженным авторитетом в школе, районе, области.
Орлова Александра Семеновна – учитель русского языка и литературы.
Мечта стать учителем появилась в юности. После окончания
педагогического института приехала работать в среднюю школу №2.
Старалась пронимать ученика. Бережно относиться к его хрупкому
духовному миру. Осуществляла индивидуальный и дифференцированный
подход в обучении детей.
Костко Иван Трофимович – учитель физической культуры и
начальной военной подготовки. Участник Великой Отечественной войны.
Проработал все годы в средней школе №2. Особое внимание уделял военно
– патриотическому воспитанию учащихся. По его инициативе в школе был
создан музей Великой Отечественной войны. Музей был отмечен грамотой
Министерства образования БССР.
Назаркин Николай Афтанович – учитель специальной подготовки.
Работал в школе №2 с 1988 года. Подполковник запаса. Ответственное
отношение к педагогическому труду и любимому порученному делу –
главное качество. Постоянно вел кружки «Меткий стрелок» и «Юный
стрелок».
Мурашко Нелли Романовна – учитель биологии. Закончила Брестский
педагогический институт в 1961 году. Награждена грамотами Витебского и
Минского ОблОНО, почетной грамотой Министерства просвещения БССР,
грамотой Минского управления народного образования. Старший учитель.
Удивительный учитель, неутомимый труженик и страстный защитник
природы. Большое внимание уделяла пропаганде здорового образа жизни,
экологическому воспитанию, проводила экспериментальную работу на
учебно – опытном участке.
Яблонская Регина Валентиновна – окончила Минский
государственный педагогический институт им. Горького в 1958 году. В
течение многолетней работы добилась хороших результатов: ее учащиеся
занимали призовые места в районных олимпиадах и участвовали в
областных. Умела создать необходимую атмосферу для творчества. Была
руководителем методического объединения учителей белорусского языка и
литературы.
Бруханская Лидия Николаевна – воспитатель группы продленного дня.
Окончила Минское педагогическое училище им. Крупской в 1948 году.
Отличник народного образования БССР, имеет грамоты ОблОНО. Хорошо
знает психологию детей младшего и среднего школьного возраста, умела
полезно организовать учебную и воспитательную работу с ними.
Пользовалась заслуженным авторитетом в среде педколлектива школы и
учителей района.
(В учреждении образования, по инициативе Каргиной Ольги Александровны, директора учреждения образования, начата работа по сбору материалов для создания школьного краеведческого музея). Работа по написанию истории школы продолжается…