Предметные недели являются одной из интереснейших форм внеклассной работы по учебным предметам. И здесь учащиеся в полной мере имеют возможность проявить свою инициативу, самостоятельность, умение творчески подходить к решению различных проектных замыслов.
Неделя истории – это яркое познавательно-интеллектуальное событие начала мая в ГУО «Средняя школа №2 г. Смолевичи». Целью проведения предметной недели стало создание условий для развития познавательной и творческой активности учащихся и повышения профессиональной компетентности учителей.
В ходе подготовки и проведения Недели перед организаторами стояли следующие задачи: вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучению истории; выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся углубить знания по истории; воспитание патриотизма и гражданственности; совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий.
Организационно – подготовительная работа была отмечена высокой творческой активностью обучающихся, строилась на принципах занимательности, доступности, активного сотрудничества учителей и учащихся.
Игорь Андреевич Юшкевич, директор учреждения образования, объявил об открытии Недели истории на общешкольной линейке. Первый день предметной недели – День памяти и благодарности – начался с праздничного концерта «И помнит мир спасённый», в котором самое активное участие приняли учащиеся 1-ых – 11-го классов. Как трогательно и душевно звучали песни и стихи военных лет и произведения, созданные благодарными потомками по увековечиванию памяти солдат, не пришедших с войны (инициатор – И.А. Юшкевич). В вестибюле 2-го этажа в конкурсе плакатов «Исторический калейдоскоп» приняли участие обучающиеся 5-ых, 6-ых, 8-ых, 9-ых, 10-ых и 11-го классов, тематика была настолько разнообразна, что победителями были признаны все классы в одной номинации – «Самый любознательный класс» (организаторы-учителя истории: Анна Петровна Мекка и Снежана Михайловна Пашик).
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, осознания причастности к истории и культуре родной Беларуси учащиеся 7-ых классов подготовили выставку-презентацию «Семь чудес Беларуси»: в 2011 году «Народная газета» организовала конкурс по выбору «семи чудес Беларуси», чтобы привлечь внимание общественности и гостей республики к интереснейшим достопримечательностям страны. В интернет-голосовании приняли участие сотни тысяч человек из Беларуси и из-за рубежа. По версии читателей издания, в топ-семёрку вошли: Беловежская пуща, крепость в Бобруйске, Брестская крепость, костёл в Будславе, Мирский замок, озеро Нарочь и Софийский собор в Полоцке (инициатор презентации-учитель истории Светлана Павловна Слиженкова). В учреждении образования прошла общешкольная акция: учащимся и педагогам было предложено выбрать «топ-семёрку-2017»; удивительно то, что шесть достопримечательностей абсолютно совпали, и только вместо крепости в Бобруйске участники нашего голосования выбрали Курган Славы, и это естественно, ведь Курган находится на территории Смолевичского района! И наши ребята горды этим! Все участники акции получили красочные буклеты «топ-семёрки-2017» «Семь чудес Беларуси».
Во второй день предметной недели – «День Великой Победы» – учащиеся 7-ых – 10-ых классов приняли самое деятельное участие в районной гражданско-патриотической акции «Бессмертный полк» в целях воспитания чувства сопричастности учащихся и их семей с героической историей Родины, сохранения памяти в каждой семье о героях Великой Отечественной войны, которые сами уже никогда не пройдут в строю… «Бессмертный полк» всколыхнул волну памяти о героях: ветеранах армии и флота, тружениках тыла и партизанах, узниках фашистских лагерей, блокадниках, бойцах Сопротивления…Обо всех тех, кто внёс личный вклад в общее дело Победы над фашизмом. Личная память – важнейший смысл «Бессмертного полка».
Третий день предметной недели, посвященный Великой Победе и Году науки, – День историка-исследователя о Великой Отечественной войне. Раскрыть значение Великой Отечественной войны в формировании исторической памяти народа и морально-нравственных основ общества, гражданско-патриотического воспитания, привлечь учащихся к научно-исследовательской работе – такова была цель Дня историка-исследователя». Со своими исследованиями выступили: Зарубо Татьяна, учащаяся 11-го класса, работа «Плакатная пропаганда СССР и Германии: сравнительный анализ», руководитель – А.П. Мекка, учитель истории; Ходас Даниил, учащийся 11 класса, работа «Их поле Куликово», руководитель – С.П. Слиженкова, учитель истории; Багдасарян Ангелина, учащаяся 10 «А» класса, работа «Парадоксы коллаборационизма», руководитель – Пашик С.М.; Курочкин Дмитрий, учащийся 8 «Б» класса, работа «Фальсификация истории Великой Отечественной войны: миф о советской агрессии», руководитель – Юшкевич И.А. Следует отметить, что наши юные исследователи имеют большую практику публичных выступлений в 2016/2017 учебном году: в феврале 2017 года на базе ГБОУ СОШ № 354 им. Д. М. Карбышева г. Москвы приняли участие в Международной научно-практической конференции школьников «Карбышевские чтения – 2017», по результатам которой Ходас Даниил и Зарубо Татьяна удостоены Дипломов III и I степени; в апреле 2017 года стали участниками II Международной студенческой научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания» в УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», по итогам участия в трёх из восьми секций Зарубо Татьяна удостоена Диплома I степени, Курочкин Дмитрий – Диплома II степени и Багдасарян Ангелина – Диплома III степени; 4 мая 2017 года представили свои исследования в гимназии № 174 г. Минска на X Международной молодёжной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов в исторической памяти народа», по итогам участия Зарубо Татьяна удостоена Диплома III степени, Курочкин Дмитрий – похвального отзыва.
В «День активного интеллектуала» игра-викторина «Исторические заморочки из бочки» охватила большую аудиторию учащихся 6-ых – 9-ых классов, а в интеллектуальной викторине «Своя игра» приняли участие обучающиеся 9-ых – 10-ых классов (организатор – С.М. Пашик). В параллели 5-ых классов, под руководством А. П. Мекка, прошло увлекательное мероприятие «Знатоки истории Древнего мира» в целях создать условия для формирования творческой активности учащихся, повышения интереса к изучению истории. Участники выполняли задания творчески, показывали свою смекалку, находчивость, знания. Мероприятие было эмоциональным, познавательным, стимулирующим мотивацию учащихся к изучению предмета.
На информационных стендах была размещена информация с высказываниями об истории выдающихся людей древности и современности, кроссворды (домашние задания), каждый класс получил задания викторины «Лучшие знатоки древности». Во всех предложенных конкурсах, экспертами и членами жюри были учащиеся 11-го класса.
Пятый день предметной недели – «День знаменательной даты: к 205-летию Отечественной войны 1812 года».
Для получения новых знаний и умений в нестандартных игровых ситуациях «Школа молодого пехотинца» была проведена в форме квест-экскурсии (идея – С.П. Слиженковой). Экскурсовод-реконструктор Николай Николаевич Чернуха в игровой форме представил 7-классникам вооружение русской армии в 1812 году (холодное и огнестрельное оружие, а также защитное вооружение – первая станция квеста). Пехотное ружье образца 1808 года с трехгранным штыком являлось лучшим из отечественных ружей такого типа. Его масса (без штыка) 4,47 кг, длина 145,8 см (со штыком 183 см). Максимальная дальность стрельбы 300 шагов, средняя скорострельность – выстрел в минуту (некоторые стрелки-виртуозы выпускали, не целясь, до шести пуль в минуту).
Предмет особого интереса школьников – обмундирование (вторая станция квеста): к 1812 году вооруженные силы России получили вполне различимую систему обмундирования для каждого из родов войск. Мундир – это характерная составляющая военного костюма, по которой можно определить национальность военного, эпоху и род войск, к которой он принадлежит. До 1802 года этот элемент одежды в России назывался кафтаном, или полукафтаном. И только по реформе императора Александра I военный полукафтан стал называться мундиром. Пехотинцы имели мундиры двубортного покроя из темно-зеленого сукна, с воротником, обшлагами и обкладками фалд из красного сукна. Головным убором пехотинцев был кивер. Вне строя солдаты носили фуражные шапки.
Слова огромной благодарности экскурсоводу-реконструктору! Квест-экскурсия вызвала живой интерес школьников к истории Отечественной войны 1812 года, поэтому логическим продолжением будет посещение Борисовского краеведческого музея. Мероприятие имело огромное интеллектуально-познавательное значение.
Завершилась Неделя истории подведением итогов в шестой школьный день. В рамках сотрудничества между УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» и ГУО «Средняя школа №2 г. Смолевичи» преподаватель исторического факультета, доцент Старичёнок Валентин Васильевич провёл профориентационную «Анонс-рекламу» исторического факультета и наградил учащихся учреждения образования по итогам Недели истории в следующих номинациях: «Самый любознательный класс», «Историк-интеллектуал», «Лучший историк школы».
Прогнозируемый результат Недели – развитие осознанных мотивов обучения, побуждающих к активной познавательной деятельности – был достигнут! ВПЕРЕД К НОВЫМ ЗНАНИЯМ!!!
Светлана Павловна Слиженкова,
учитель истории ГУО “Средняя школа №2 г. Смолевичи”