12 января 2022 года в педагогическом коллективе государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Смолевичи» прошло обсуждение проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь. Каргина Ольга Александровна, директор учреждения образования, обратила внимание присутствующих педагогов на то, что на VI Всебелорусском народном собрании в феврале 2021 года было принято решение о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию, над документом работала сформированная Конституционная комиссия, затем – рабочая группа по доработке проекта Основного Закона страны. В итоге 29 декабря 2021 г. проект изменений и дополнений в Конституцию был представлен на всенародное обсуждение. Важный момент: основа, “костяк” Конституции сохранен, поскольку Беларусь как суверенное государство построено именно на основе действующей Конституции. В своем выступлении Ольга Александровна отметила, что преамбула Конституции дополнена положениями, которые определяют основные ценности нашего государства: это сохранение национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, обеспечение мира и социальной справедливости в обществе.
Проект изменений и дополнений нацеливает белорусский народ на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне. Эта норма направлена на то, чтобы противостоять попыткам переписывания истории; искажение исторической правды уже привело к тому, что в некоторых соседских странах фактически введен запрет на празднование Дня Победы, в открытую поддерживается нацизм. В нашей стране, где практически каждая семья потеряла родных в войне, такие подходы недопустимы. Именно поэтому в Конституцию и предлагается внести положения, которые гарантируют, что будущие поколения белорусов будут знать историческую правду. Далее Ольга Александровна акцентировала внимание на том, что Беларусь всегда придерживалась миролюбивой политики, поэтому в Конституции должно быть положение о том, что Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств и исключается норма о стремлении к нейтралитету. В сегодняшних условиях, такие небольшие государства как Беларусь, могут обеспечить защиту национальных интересов только в связке с другими государствами.
В обсуждении изменений и дополнений Конституции свое мнение высказала и Шумская Татьяна Николаевна, председатель профсоюзной организации учреждения образования. Татьяна Николаевна подчеркнула, что бесплатное образование, медицина, доступность жизненно важных услуг, поддержка наиболее уязвимых категорий – все это гарантируется государством для каждого белоруса. Принцип социальной справедливости предполагает, что каждый человек должен вкладываться в сохранение и развитие этих благ. В последние годы идет стремительное развитие технологий и информатизация всех сфер, но наряду с плюсами этих процессов, появляются и новые риски; фиксируется все больше преступлений, связанных с незаконным использованием персональных данных людей. По мнению Татьяны Николаевны, задача государства в этих условиях – обеспечить защиту интересов людей, защиту персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании. Для педагогов в дополнениях к Конституции наиболее актуальны нормы о том, что брак – это союз женщины и мужчины, что супруги имеют в браке и семье равные права, а также положения о том, что родители обязаны готовить детей к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям, а также нормы о том, что государство оказывает поддержку семьям с детьми, детям-сиротам, проявляет заботу об инвалидах и пожилых людях и гарантирует гражданам страны право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств. Далее в обсуждении дополнений и изменений к Конституции Каргина Ольга Александровна, директор учреждения образования, в своем выступлении отметила, что Беларусь как независимое государство во многом состоялось благодаря тому, что в стране выстроена сильная и стабильная система органов власти. Вместе с тем в последние годы поднимался вопрос о необходимости перераспределения полномочий, в частности о том, что необходимо часть полномочий Президента передать другим ветвям власти. Такой же запрос есть сегодня и со стороны общества. Поэтому в проект Конституции внесен ряд положений, направленных на изменение системы органов власти. Согласно предложенным изменениям Беларусь остается президентской республикой. За Президентом сохраняются такие важные полномочия, как назначение республиканских референдумов, премьер-министра, определение структуру правительства и назначение на должность заместителей премьерминистра, министров. Президент также ведет переговоры и подписывает международные договоры, в экстренных ситуациях может вводить чрезвычайное положение, подписывает законы, возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Вооруженных сил. Вместе с тем для баланса и равновесия органов власти предлагается придать Всебелорусскому народному собранию конституционный статус и наделить ВНС существенными полномочиями. В частности, в вопросах определения стратегического курса развития страны, поскольку в его составе – представители всех ветвей власти, а также гражданского общества. То есть все судьбоносные для страны решения будут приниматься коллегиально. Для эффективной работы собрание предлагается наделить существенными полномочиями, в том числе: – принимать основные стратегические и программные документы страны; – инициировать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов; – принимать решения об импичменте Президенту; – инициировать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов. Также в полномочия ВНС предлагается передать вопросы формирования Конституционного и Верховного суда, Центральной избирательной комиссии. Еще один момент. Поскольку решения ВНС будут приниматься по важнейшим вопросам, они будут носить обязательный характер. В связи с этим предлагается закрепить право собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов. В случае придания ВНС конституционного статуса, его деятельность не повлечет за собой создания какого-то громоздкого административного аппарата и больших финансовых издержек. Для Беларуси это не новая структура. Она у нас действует уже на протяжении более 25 лет. Механизмы во многом отработаны. Срок полномочий делегатов составит пять лет. При этом заседания будут проходить ежегодно. В период между заседаниями решение вопросов будет обеспечиваться постоянно действующим президиумом. Это даст возможность более оперативно реагировать на ситуацию, корректировать какие-то вопросы в соответствии с запросами времени. И еще на чем особо акцентировала внимание Ольга Александровна: трансформация политической системы страны предполагает определенное перераспределение полномочий среди органов власти. Главная задача при этом – не создать двоевластие и выстроить такую систему, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та нарушает Конституцию или законодательство. В связи с этим предлагается: – ужесточить требования на высшую государственную должность Президента (повышение возраста – не моложе 40 лет, увеличение периода постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, установление запрета на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство – это необходимо для того, чтобы исключить в политике внешнее вмешательство); – ввести ограничения по срокам для Главы государства (не более двух); – упростить процедуру импичмента (новое основание – систематическое либо грубое нарушение Конституции) а также предоставить гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч); – упразднить декрет как вид нормативного правового акта; – закрепить статус Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики и делегатом ВНС). Ольга Александровна акцентировала внимание и на том, что предлагается также усилить полномочия Парламента и Правительства. В частности, назначение на ключевые должности, в том числе премьер-министра, председателя Комитета государственного контроля будет происходить по предварительному согласованию с Парламентом. На обеспечение баланса всех ветвей власти направлено и предложение о том, чтобы в случае вакантной должности Президента его полномочия возлагались на председателя Совета Республики. Согласно действующей Конституции, в таком случае, полномочия Президента возлагаются на премьер-министра. Согласно проекту изменений и дополнений в Конституцию, полномочия премьер-министра значительно усиливаются, фактически, в его руках сосредотачиваются все вопросы экономического блока. Чтобы сохранить баланс и создать определенную систему сдержек и противовесов при принятии решений и предлагается возлагать полномочия Президента, в случае его отсутствия, на председателя Совета Республики, а не на премьер-министра. Предлагаемые изменения в части деятельности местных органов власти дадут возможность в будущем реформировать систему местного управления и самоуправления. Определенные дополнения в Конституцию направлены и на совершенствование избирательного процесса. В частности, снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан. Так, право участвовать в выборах предлагается дать тем гражданам, которые находятся под стражей. Также предлагается ввести единый день для голосования по выборам Парламента и местных Советов депутатов. В нашем случае эти предложения направлены на обеспечение удобства граждан при голосовании и на сокращение финансовых и организационных издержек.
Коллектив учреждения образования принял активное участие в обсуждении будущего страны.