В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПРОШЛО ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

12   января  2022  года   в  педагогическом  коллективе   государственного  учреждения  образования   «Средняя  школа  №2  г.  Смолевичи»   прошло  обсуждение   проекта   изменений   и   дополнений  Конституции   Республики  Беларусь.    Каргина   Ольга   Александровна,  директор  учреждения  образования,   обратила  внимание   присутствующих   педагогов  на  то,   что   на   VI   Всебелорусском  народном   собрании   в  феврале  2021 года  было  принято  решение  о  необходимости  внесения изменений  и  дополнений  в  Конституцию,   над  документом  работала   сформированная   Конституционная  комиссия,    затем – рабочая   группа  по  доработке  проекта   Основного  Закона  страны.  В  итоге  29  декабря 2021 г. проект  изменений и  дополнений  в  Конституцию  был  представлен  на всенародное  обсуждение.  Важный момент: основа, “костяк”  Конституции сохранен,    поскольку  Беларусь  как  суверенное  государство  построено именно  на  основе  действующей  Конституции.  В   своем  выступлении  Ольга   Александровна  отметила,   что    преамбула  Конституции дополнена положениями,   которые  определяют  основные  ценности  нашего   государства:   это сохранение национальной самобытности и суверенитета, культурных  и  духовных  традиций,  обеспечение мира  и  социальной справедливости  в  обществе.

Проект  изменений  и  дополнений  нацеливает   белорусский  народ   на сохранение исторической  правды  и  памяти о Великой Отечественной войне. Эта норма направлена  на то, чтобы противостоять попыткам переписывания истории;   искажение исторической правды уже привело к тому, что в некоторых соседских странах  фактически  введен  запрет  на празднование  Дня  Победы,   в   открытую   поддерживается  нацизм.  В нашей стране, где практически каждая семья потеряла родных в войне, такие подходы недопустимы.  Именно поэтому в Конституцию и  предлагается внести  положения,  которые  гарантируют, что  будущие поколения белорусов  будут знать  историческую  правду.     Далее   Ольга   Александровна   акцентировала  внимание   на  том,  что   Беларусь всегда придерживалась  миролюбивой  политики,   поэтому  в  Конституции  должно  быть    положение   о  том,   что  Республика  Беларусь  исключает  военную  агрессию со своей территории в отношении других государств  и    исключается  норма  о   стремлении  к   нейтралитету. В сегодняшних условиях,  такие небольшие государства как Беларусь, могут обеспечить защиту национальных интересов только в связке с другими государствами.

В   обсуждении   изменений  и  дополнений  Конституции   свое  мнение  высказала  и  Шумская  Татьяна  Николаевна,  председатель   профсоюзной  организации    учреждения  образования.     Татьяна  Николаевна  подчеркнула,  что   бесплатное  образование,   медицина,   доступность жизненно  важных  услуг,  поддержка  наиболее  уязвимых  категорий  –  все это  гарантируется  государством  для  каждого  белоруса.   Принцип социальной   справедливости   предполагает,   что   каждый   человек   должен   вкладываться   в  сохранение  и  развитие   этих  благ.     В последние годы идет стремительное развитие технологий и информатизация всех   сфер,   но   наряду с  плюсами этих процессов, появляются и новые риски;  фиксируется все больше преступлений, связанных с незаконным использованием персональных данных людей.    По  мнению  Татьяны  Николаевны,   задача государства в этих условиях – обеспечить защиту интересов людей,   защиту персональных  данных  и  безопасности  личности и  общества  при  их  использовании.  Для  педагогов   в    дополнениях   к  Конституции   наиболее   актуальны   нормы  о  том,   что  брак – это союз женщины и мужчины,  что супруги имеют в браке и семье равные права, а также положения о том,   что   родители  обязаны   готовить  детей  к общественно  полезному  труду,  прививать культуру  и  уважение  к законам, историческим  и  национальным традициям,    а   также   нормы  о  том,   что государство оказывает   поддержку  семьям  с  детьми,   детям-сиротам,   проявляет заботу об  инвалидах  и  пожилых  людях  и  гарантирует гражданам страны право на  охрану  здоровья,   включая  бесплатное лечение за счет государственных средств.     Далее  в   обсуждении  дополнений  и  изменений  к  Конституции     Каргина  Ольга  Александровна,  директор  учреждения  образования,   в   своем   выступлении  отметила,    что    Беларусь  как  независимое государство во многом состоялось благодаря тому,   что в стране выстроена сильная и стабильная система органов власти. Вместе   с  тем  в  последние  годы  поднимался вопрос о необходимости перераспределения  полномочий,   в  частности   о  том,  что  необходимо часть  полномочий  Президента передать  другим  ветвям  власти.  Такой же запрос есть сегодня и со стороны общества.   Поэтому   в   проект Конституции внесен ряд положений, направленных на изменение системы органов власти.    Согласно  предложенным  изменениям  Беларусь  остается президентской  республикой.  За  Президентом  сохраняются такие важные полномочия,   как  назначение  республиканских  референдумов,  премьер-министра,   определение структуру правительства и назначение на должность заместителей премьерминистра, министров.   Президент также ведет переговоры и подписывает международные договоры,   в экстренных ситуациях может вводить чрезвычайное положение, подписывает законы, возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Вооруженных сил.   Вместе с тем для баланса и равновесия органов власти предлагается придать Всебелорусскому народному собранию конституционный статус и наделить ВНС существенными полномочиями. В частности,  в вопросах определения стратегического курса развития страны, поскольку в его составе – представители всех ветвей власти, а также гражданского общества. То есть все судьбоносные для страны решения будут приниматься коллегиально. Для эффективной работы собрание предлагается наделить существенными полномочиями, в том числе: – принимать основные стратегические и программные документы страны; – инициировать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов; – принимать решения об импичменте Президенту; – инициировать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов. Также в полномочия ВНС предлагается передать вопросы формирования Конституционного и Верховного суда, Центральной избирательной комиссии. Еще один момент. Поскольку решения ВНС будут приниматься по важнейшим вопросам, они будут носить обязательный характер. В связи с этим предлагается закрепить право собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов. В случае придания ВНС конституционного статуса, его деятельность не повлечет за собой создания какого-то громоздкого административного аппарата и больших финансовых издержек. Для Беларуси это не новая структура. Она у нас действует уже на протяжении более 25 лет. Механизмы во многом отработаны. Срок полномочий делегатов составит пять лет. При этом заседания будут проходить ежегодно. В период между заседаниями решение вопросов будет обеспечиваться постоянно действующим президиумом. Это даст возможность более оперативно реагировать на ситуацию, корректировать какие-то вопросы в соответствии с запросами времени.   И  еще  на  чем   особо  акцентировала  внимание  Ольга  Александровна:    трансформация политической системы страны предполагает определенное перераспределение полномочий среди органов власти. Главная задача при этом – не создать двоевластие и выстроить такую систему, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та нарушает Конституцию или законодательство.     В  связи  с  этим  предлагается:  – ужесточить требования   на  высшую  государственную  должность  Президента (повышение возраста – не  моложе  40  лет,   увеличение  периода постоянного  проживания  в   стране  перед  выборами   с  10  до  20 лет, установление запрета на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство – это необходимо для того, чтобы исключить в политике  внешнее вмешательство); – ввести ограничения по срокам для Главы государства   (не  более  двух);   – упростить процедуру импичмента (новое основание – систематическое либо грубое нарушение Конституции) а также предоставить гражданам права инициировать эту процедуру  (не менее 150 тысяч);   –  упразднить декрет как вид нормативного правового акта;                        – закрепить статус Президента, прекратившего исполнение своих полномочий   (при его согласии он станет членом  Совета  Республики и делегатом  ВНС).    Ольга  Александровна  акцентировала  внимание  и   на  том,    что   предлагается  также  усилить  полномочия   Парламента  и Правительства.          В частности, назначение на ключевые должности, в том числе премьер-министра, председателя Комитета государственного контроля будет происходить по предварительному согласованию с Парламентом. На обеспечение баланса всех ветвей власти направлено и предложение о том, чтобы в случае вакантной должности Президента его полномочия возлагались на председателя Совета Республики. Согласно действующей Конституции, в  таком  случае,    полномочия   Президента возлагаются  на премьер-министра.   Согласно проекту изменений и дополнений в Конституцию, полномочия  премьер-министра значительно усиливаются, фактически, в его руках сосредотачиваются все вопросы экономического блока.   Чтобы сохранить баланс и создать определенную систему сдержек и противовесов при принятии решений и предлагается возлагать полномочия Президента,    в случае   его   отсутствия,   на председателя Совета Республики,   а   не   на   премьер-министра.  Предлагаемые изменения в части деятельности местных органов власти дадут возможность в будущем реформировать систему местного управления и самоуправления.  Определенные   дополнения   в   Конституцию направлены и на совершенствование избирательного процесса. В частности, снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан.           Так,   право участвовать в выборах предлагается дать тем гражданам, которые находятся под стражей. Также предлагается ввести единый день для голосования по выборам Парламента и местных Советов депутатов. В нашем случае эти предложения направлены на обеспечение удобства граждан при голосовании и на сокращение финансовых и организационных издержек.

Коллектив  учреждения  образования  принял  активное  участие  в  обсуждении  будущего  страны.